Психотерапевтический анализ программы реабилитации лиц с алкогольной зависимостью

Алкоголизм - Излечение

психотерапевтический анализ программы реабилитации лиц с алкогольной зависимостью

Даниил Хломов, к.п.н., директор Московского Гештальт Института, президент общества практикующих психологов “Гештальт - подход “.

Психотерапевтический анализ программы реабилитации лиц с алкогольной зависимостью

Наиболее известной программой по лечению и реабилитации больных алкоголизмом является программа 12 шагов , являющейся основой общества Анонимных Алкоголиков. 0на же является и наиболее эффективной. В настоящее время около 4 миллионов человек во всем мире живут и лечатся в соответствии с этой программой. С того времени, как в 1939 году эта программа была опубликована, она практически не претерпела серьезных изменений. Все это говорит о очень хорошо простроенной в психологическом отношении модели жизни - лечения - реабилитации лиц с алкогольной зависимостью. Попробуем провести психологический анализ того, что делает пациент на каждом шаге и что с ним действительно происходит.

1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой . В основе каждого серьезного преобразования поведения и личности человека должна находиться базисная точка ( твердое основание по Ф.Шарп). Поэтому первый шаг - это нахождение этой твердой точки – начала пути. Признание первого положения абсолютно необходимо для построения всей последующей системы. В то же время это действие позволяет также снизить задействованность Я , устранить его от действия, так как предыдущими действиями “Я” дискредитировало возможности сознательных выборов. И действительно, бороться не только с зависимостью, но и с разнообразными трюками Я - пустая потеря времени. Без признания факта недееспособности Я невозможно достижения базисной честности в психотерапии - честности пациента перед самим собой.

2.Пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие. Второй шаг программы 12 шагов логически вытекает из первого. Ведь если алкоголь сильнее чем Я , то Я физически должно быть уничтожено. Однако Я еще существует и значит, есть сила более могущественная, чем Я , чем алкоголь. И эта сила может вернуть человеку здравомыслие и здоровье. Таким образом, второй шаг дает ощущение возможности выхода после тупика первого шага.

3. Приняли решение препоручить нашу жизнь Богу, как мы Его понимали. Третий шаг - персонификация этой силы, причем максимально проективная персонификация: это может быть Бог в соответствии с вероисповеданием религиозного человека, или силы природы в соответствии с натурфилософской ориентацией, или астральная сущность для человека с мистической ориентацией, и так далее. И пациент препоручает свою волю и свою жизнь этой высшей инстанции, для которой алкоголь безразличен. Развитие этой персонификации позволяет трансформировать энергию намерений через супер-эго, функции которого переданы этой персонификации.

4.Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения. Нравственная точка зрения прерогатива супер-эго и в этом смысле - четвертый шаг это реализации персонификации Бога во внутреннем мире человека, Смещение позиции пациента с эго на супер-эго позволяет произвести оценку прошлой жизни и развить чувство вины. Но оставлять это чувство вины во внутреннем мире нельзя - можно вызвать аутоагрессивное поведение и поэтому...

5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений. Следующий шаг - это фиксация и экстериоризация чувства вины для того, чтобы в дальнейшем, использовать энергию чувства вины для развития личности. В этом шаге закрепляется печать вины на своей прошлой жизни, и выявляются причины или указывание псевдопричины, почему это было так. Обнаружение ключа к неправильным поступкам - психотерапевтический ход. Этот шаг можно условно определить как стадия очернения Я и поиска причины-инсайта .

6. Полностью подготовила себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков. Подготовительная стадия в психотерапевтической работе настолько же велика, как часто и само действие и если эта стадия проведена достаточно широко - значение и эффективность действия обеспечена.

7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны . Начало процедуры отбеливания Я , создание основы для изменений. Как и предыдущая стадия, эта ступень представлена с максимальной проективностью. Только пациент, Бог и доверенное лицо знают, что именно нужно изменить в структуре Я . Энергия вины направлена на эти изменения.

8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними . Практическое внешнее действие по реализации чувства вины по указанию высшей идентификации через актуальное Я. Фактически реальная процедура отбеливания Я*.

9. Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому. Признание персональной вины на предыдущем шаге актуализирует агрессию и тогда эта агрессия может быть направлена против меня или против других. Если агрессию, актуализированную, в 8 шаге оставить внутри, возможен рецидив болезни или прямое аутоагрессивное поведение. Поэтому на 9 шаге предлагается путь по трансформации агрессии в помогающее поведение - этот путь в последствии подробно описан в бихевиоральной терапии (А.П.Гольдштейн - поведенческие альтернативы агрессии).

10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки» сразу признавали это. В этом шаге наиболее важно - продолжать самоанализ и теперь уже по пройденному пути трансформировать вину в агрессию (энергию) - в помощь и в преобразование себя.

11. Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить и о даровании силы для этого. Продолжающееся взаимодействие с проекцией супер-эго создает достаточные предпосы лки для дальнейшего развития и совершенствования Я. При этом очень важно, что указания от супер-эго трансформируются в действия.

12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах . После процедуры отбеливания Я и действительно реорганизации личности остаются незадействанной негативная проекция - очерненное' Я/прошлое . И как во всякой психотерапевтической работе эту негативную идентификацию надо вывести из игры. В программе 12 шагов эта негативная идентификация выводится вовне в помощи другим алкоголикам, в том, чтобы привить эту идентификацию другому алкоголику и работать с ней, в другом. Таким образом, в этой программе одновременно проводится очернительная процедура и процедура самовоспроизведения программы. Цикл программы завершен полностью.

С точки зрения психотерапевтической реальности данная программа представляет почти идеально организованный психотерапевтический процесс. В этом процессе работа идет по обеспечению получения действительной поддержки от других в процессе лечения. Вначале из недифференцированного мрака плохого Я выделяется бессильное Я» и высшая проекция супер-эго. Затем пациент фиксирует и оставляет негативную проекцию (прошлое плохое Я) и начинает преобразования с позиций высшей идентификации. Затем производится работа по актуализации вины, трансформации ее в действие (агрессию) и, трансформации в помогающее поведение. Затем предлагается посмотреть, что еще внутри и проделать этот же путь, И, наконец, цикл закончен работой с негативной персонификацией на другом алкоголике. Структура завершается.

Как видно из приведенного анализа программы 12 шагов построение действующей и достаточно эффективной психотерапевтической программы по лечению и реабилитации больных алкоголизмом это в первую очередь задача по созданию логически связанной и самовоспроизводящейся системы психотерапевтических действий. Поэтому при построении психотерапевтической программы по психологической реабилитации больных зависимых от, психоактивных веществ необходимо учитывать психотерапевтическую механику так наглядно и действенно представленную в программе 12 шагов . При этом идеология программы может быть совершенно отличной от идеологии АА Главное, чтобы лечение алкоголизма, наркомании, игромании помогло человеку.

Статья из Сборника материалов Московского Гештальт института за 1994г. ГЕШТАЛЬТ.94.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Изучение аддиктивного поведения:

News image

Что такое наркотик?

Наркотики (от греч. narkotikós — приводящий в оцепенение, одурманивающий) — вещество, вызывающее физическую зав...

News image

Алкоголизм и эпилепсия

Многие авторы связывали наклонность к запойному пьянству (дипсоманические приступы) с эпилептоидной конституцией или д...

News image

Жизнь - игра или Игра - замена жизни?

Азарт - один из самых ярких камней в ожерелье дьявола-искусителя. Попасться на крючок может любой: от бабушки, проигры...

Опасные зависимости



Как продают табак детям

Как продают табак детям

«Не кури, пока тебе не исполнится 18!» - так борются с детским курением табачные корпорации. Сдается...

Читайте:


Лечение наркомании

Лечение наркомании

Наркомания – очень страшная зависимость человека. К сожалению, она распространяется невероятно быстр...

Читайте:


Мотивация лиц с игровой зависимостью

Мотивация лиц с игровой зависимостью

У патологического игрока происходит искажение иерархии мотивов — из­начальный мотив развлечения, про...

Читайте:

Warning: fopen(/var/www/p11208/data/www/addiction.su/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p11208/data/www/addiction.su/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108