Помогает ли икона вылечиться от алкоголизма?

Алкоголизм - Излечение

помогает ли икона вылечиться от алкоголизма?

Почти ежедневно небольшой монастырь в г. Серпухове переполнен народом. В нем находится, как говорят, чудотворный образ Божьей Матери «Неупиваемая чаша». Еще с дореволюционных времен пошел обычай именно перед этой иконой молиться, просить помощи о выздоровлении от недуга пьянства. Алкоголики, наркоманы, их родные и близкие именно в этой иконе видят залог избавления от своей смертельной зависимости.

Люди ждут чуда, молятся о нем, надеются на вмешательство Небес в свою скорбную жизнь. Церковь, со своей стороны, совершает молебны и освящает воду и масло, которые раздаются нуждающимся. Все достаточно просто. Для многих за скобками остается два вопроса об эффективности такого «лечения» и других предлагаемых или рекомендуемых церковью возможностях исцеления от разного рода зависимостей.

Процент чудесно исцелившихся людей достаточно мал, но он не равен нулю и его нельзя свести только к случайному совпадению. Для христиан их Бог - живой и доступный, Он - Тот, Кто Сам, без посредников, слышит мольбы людей и Сам откликается на них. Но эта вера сопряжена с уверенностью, что чудо дает человеку нечто, над чем он сам должен работать, что он должен употребить на пользу себе и окружающим. Чудо - как операция для больного: она избавляет от причины болезни, но зачастую требует усиленной заботы о здоровье, чтобы не случилось чего хуже.

Так и с алкоголизмом. Вполне возможно, что Бог вырвет корень этого недуга, избавив человека от потребности в спиртном, но химическая зависимость - это страшное, по определению ВОЗ, неизлечимое до конца заболевание. Оно поражает все сферы человеческой жизни: и телесную, и психическую, и духовную, и в немалой степени сферу общения и взаимодействия с окружающими людьми. Бог не может сделать за человека то, что каждый должен сделать сам. Необходимо признать себя больным, изменить свои отношения с близкими и самим собой, перестроить ту среду, где предстоит жить, а это требует немалого труда. Можно избавить человека от физиологической потребности пить, но без его личного участия и длительного труда невозможно избавить от потребности строить свои отношения, жить с помощью психоактивных веществ.

Процесс выздоровления и реабилитации, говоря в общем, предполагает два основополагающих принципа работы с зависимыми людьми. Первый - зависимость не может уйти сразу и навсегда. Она, по крайней мере на первых порах, может быть только заменена на другую зависимость. Второй - для выздоровления необходимо изменить среду жизни на такую, которая дает пример и опыт новой жизни, дает поддержку.

Насколько можно судить, эти принципы легли в основу работы так называемых групп самопомощи: Анонимных алкоголиков, Анонимных наркоманов и т. д. Человек, так или иначе нашедший в себе силы не пить хоть один день и пожелавший выздоровления, попадает в этих группах в среду таких же, как он, выздоравливающих, понимающих его людей. Лучше, чем они, его не поймет никто. Именно это окружение и становится тем социумом, который предоставляет «схему выздоровления» и поддержку. Естественно, человек очень быстро обретает зависимость от таких групп. Он посещает их сначала очень часто, даже несколько раз в день. Потом реже. Но без них он не может. Это очень важно для выздоровления - поменять зависимость от алкоголя на зависимость от общения с выздоравливающими. В любом случае второе лучше первого. Но в группах самопомощи на этом не останавливаются, там есть внутренний механизм по «выталкиванию» человека по мере его выздоровления. Известные «12 шагов» к трезвости - это конечное число, гарантирующее выход бывшего алкоголика из группы самопомощи.

Нечто похожее происходит и с уверовавшими алкоголиками и наркоманами. Все церковное для них ново и необычно и поэтому завораживает и притягивает, давая надежду на выздоровление. Православные христиане становятся той самой новой позитивной средой общения. Увлеченность перестройкой своей жизни на церковный лад очень быстро затягивает и становится своего рода новой зависимостью. Этому способствуют вполне четкие и ясные дисциплинарные предписания, иерархичность, определенный спектр именно церковных, прежде всего богослужебных и реставрационно-сельскохозяйственных мероприятий, способных заполнить свободное время новообращенного алкоголика или наркомана. Таким образом исполняются два вышеназванных принципа выздоровления, что и подтверждает практика. При воцерковлении очень многие зависимые люди перестают употреблять психоактивные вещества.

Однако не стоит и переоценивать этот путь. Лечение алкоголиков и наркоманов не является задачей церкви, да и сама церковная жизнь имеет своей целью общение с Богом, а не реабилитацию зависимых людей. Она, как сказали бы молодые, «не заточена под это». Поэтому часто наблюдается следующая картина. Через пять-семь лет, когда церковность перестает с прежней силой увлекать бывшего наркомана или алкоголика, превратившись в обыденность, он возвращается к старому образу жизни. И это понятно. За эти годы произошло не исцеление, а вытеснение зависимости, и поэтому с ослаблением увлеченности церковью алкоголизм или наркомания могут вернуться.

Русская православная церковь не имеет хоть сколько-нибудь ощутимых программ по реабилитации. Все усилия священников направлены на сотни, от силы пару тысяч зависимых людей по всей стране. А по официальным данным, только в Москве не менее полумиллиона химически зависимых людей. В такой ситуации, когда все церковные усилия вместе взятые - а это и молебны перед иконой «Неупиваемая чаша», и призывы к отказу от употребления алкоголя, и единичные уникальные лечебные и реабилитационные программы - это даже не капля в море. Поэтому церковь со своей стороны вполне может рекомендовать обращаться за помощью к любым программам и организациям, не носящим оккультный или сектантский характер. Единственно возможная перспектива развития наркологической помощи в церкви состоит в тесном сотрудничестве с уже существующими программами: наркологическими диспансерами, группами самопомощи, частными проектами. Церковь не может заменить собой все, она может и должна быть помощницей для тех, кто ей и Богу доверяет, давая духовную опору в жизни и надежду на Божью помощь.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Изучение аддиктивного поведения:

News image

НАРУШЕНИЯ СИНТЕЗА НЕЙРОТРАНСМИТТЕРОВ ПРИ ИГРОМАНИИ

У игроманов изменяется даже биохимический состав активных веществ в клетках мозга, что проявляется в виде извращенных ...

News image

Сигарета натощак опасней целой пачки

Любители покурить натощак получают гораздо больше вредных веществ, чем те, кто закуривает уже за завтраком, считают иссл...

News image

Что такое табакокурение?

Табакокурение (или просто курение) — вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто ...

Опасные зависимости



Алкоголизм пожилых

Алкоголизм пожилых

Алкоголизм у пожилых людей развивается на фоне разнообразной соматической отягощенности. Это ведет к...

Читайте:


Врачи всего мира обеспокоены масштабом курения.

Врачи всего мира обеспокоены масштабом курения.

Курение в наши дни является одной из глобальных проблем всего человечества, наряду с такими бедствия...

Читайте:


Крэк - Лечение наркомании

Крэк - Лечение наркомании

Крэк — более дешёвая модификация кокаина, синтезированная именно для курения. Представляет собой кока...

Читайте:


Жизнь - игра или Игра - замена жизни?

Жизнь - игра или Игра - замена жизни?

Азарт - один из самых ярких камней в ожерелье дьявола-искусителя. Попасться на крючок может любой: о...

Читайте:

Warning: fopen(/var/www/p11208/data/www/addiction.su/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p11208/data/www/addiction.su/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108