Типология патологических игроков
Современные психологические модели рассматривают патологический гемблинг как: 1) аддиктивное расстройство; 2) нерешённый интрапсихический конфликт; 3) имеющий причиной биологическую (психофизиологическую) дисрегуляцию; 4) выученное поведение; 5) результат искаженных (иррациональных) когнитивных процессов.
Основное предположение, лежащее в основе всех этих моделей, — то, что патологические игроки составляют гомогенную популяцию, и теоретически полученные методы лечения могут применяться ко всем патологическим игрокам. Blaszczynsky выделил 3 группы гемблеров: «нормальные», эмоционально уязвимые и биологически импульсивные патологические гемблеры. Все три группы подвержены общим влияниям, связанным со средовыми факторами и когнитивными процессами. Однако предрасположенность к эмоциональным стрессам и аффективным расстройствам для одной из групп и биологическая импульсивность для другой группы являются дополнительными факторами риска этиологического значения.
Blaszczynsky пишет, что в ряде исследований были отмечены 3 типа реакций на лечение: контролируемый гемблинг, абстиненция и неконтролируемый гемблинг. Контролирующие гемблеры характеризовались отсутствием психопатологии, воздерживающиеся гемблеры продолжали демонстрировать умеренный уровень эмоциональных расстройств и повышенный нейротизм, в то время как неконтролирующие гемблеры проявляли высокий уровень психопатологии. При этом не было выявлено статистически значимых различий между группами по личностным или демографическим факторам до лечения.
Существуют три элемента, свойственные всем игрокам. Первый касается средовых детерминант. Сфера распространения патологического гемблинга неразрывно связана с количеством доступных игровых заведений. Роль второго элемента играет классическое и оперантное обусловливание. Выигрыши, представленные различными переменными, продуцируют состояния волнения, описываемые как эквивалент состояния, вызванного химическим препаратом. Повторные соединения классически обусловливают активацию стимула, связанную с гемблинг-средой. Игровые стимулы выявляют побуждение играть, а затем появляется устойчивый паттерн гемблинга. Волнение может испытываться в предвкушении игры, в течение игры или в ответ на предъявление гемблинг-ситуаций или гемблинг-стимулов. Этот процесс обусловливания может быть использован для объяснения гемблинга как аддикции, созданной влиянием позитивного и негативного обусловливания, толерантности. Ранние и повторные выигрыши имеют результатом иррациональные убеждения, что азартная игра — эффективный источник дохода. Эти схемы формируют иллюзии контроля, ошибочную перцепцию, суеверное мышление и неверное понимание вероятности. 11одкрепляющие свойства азартной игры и иррациональные когнитивные схемы объединяются, усиливая паттерн гемблинга. Когда гемблеры проигрывают, они пытаются возместить потери дальнейшей игрой, которая завершается накоплением долгов. Несмотря на то, что действительность подтверждает, что гемблинг ведет их к финансовым проблемам, они иррационально верят, что азартная игра решит их проблемы. Вышеназванные процессы свойственны всем игрокам. Blaszczynsky выделяет три подгруппы игроков, на каждую из которых влияют дополнительные факторы:
Подгруппа 1: «Нормальные» проблемные игроки. Члены этой подгруппы на пике их гемблинг-расстройства могут соответствовать формальным критериям патологического гемблинга. Эту подгруппу отличает отсутствие какой-либо определенной преморбидной психопатологии, зависимости от ПАВ И признаков импульсивности. Чрезмерное игровое поведение происходит вследствие неправильных суждений или неполноценных стратегий принятия решений, которые появляются независимо от интрапсихических расстройств. Озабоченность азартной игрой, зависимость от ПАВ, депрессии и тревожность — всё это появляется как ответ на финансовое давление, вызванное непрерывными проигрышами. Эти симптомы — последствия, а не причины чрезмерной азартной игры. Тяжесть расстройства «нормальной» гемблинг-подгруппы — наименьшая из всех подгрупп патологических игроков. Такие игроки более мотивированы запрашивать лечения и после лечения способны контролировать уровень азартной игры.
Подгруппа 2: Эмоционально уязвимые игроки. Эта подгруппа характеризуется предрасположенностью к психологической уязвимости; участие в азартной игре мотивировано желанием модулировать эмоциональные состояния и/или удовлетворять определенные психологические потребности. Эта подгруппа имеет историю проблемного гемблинга в семье, негативный опыт развития, невротические черты личности и неблагоприятные события жизни. Личностная уязвимость связана с негативным детским опытом несоответствия, подчиненного положения, низкого чувства собственного достоинства и отторжения. Эта подгруппа игроков демонстрирует более высокие уровни преморбидной психопатологии. В частности, такие игроки проявляют депрессию, тревожность, зависимость от ПАВ и дефицит копинг-стратегий. Гемблеры этой подгруппы не умеют выражать эмоции непосредственно и эффективно, и они проявляют тенденцию к избеганию или пассивно-агрессивному поведению.
Подгруппа 3: Биологически импульсивные игроки. Третья подгруппа определена наличием неврологической или нейрохимической дисфункции, отражающей импульсивность и дефицит внимания. Свидетельства неврологического дефицита патологических гемблеров обнаружены в электрофизиологических, нейропсихологических и биохимических исследованиях. Дефицит внимания, связанный с симптомами импульсивности у таких игроков, предшествует склонности к азартной игре. Импульсивные игроки демонстрируют широкий круг поведенческих проблем, независимых от гемблинга. Эти проблемы включают зависимость от ПАВ, суицидальные наклонности, раздражительность, сниженную толерантность к скуке, поиск ощущений и криминальное поведение. Неполноценные межличностные отношения, чрезмерное алкогольное и наркотическое экспериментирование, не связанная с гемблингом криминальная активность и семейная история антисоциального поведения и алкоголизма характеризуют эту группу. Азартная игра начинается в раннем возрасте, быстро растет её интенсивность и тяжесть, начинаются эпизоды криминального поведения, связанного С гемблингом. Эти игроки менее всего мотивированы на поиск лечения и плохо реагируют на любую форму вмешательства.
Основанием этого подхода является признание того, что патологические игроки — это гетерогенная популяция, конечный результат комплексного взаимодействия генетических, биологических, психологических и средовых факторов. Важность типологии Blaszczynsky в том, что она объединяет противоречивые результаты различных исследований в единую концепцию.
Читайте: |
---|
Изучение аддиктивного поведения:
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ АЛКОГОЛИЗМА КАК БОЛЕЗНИПервая научная формулировка алкоголизма была дана Троттером, написавшим в 1804 г. книгу о медицинских, философских и х... |
Наркотенденции как определенное эмоционально-поведенческое явлениеС развалом Советского Союза механизм государственной службы по борьбе с наркотиками и их распространением практически ... |
Оковы лудоманииНесколько лет назад Москву, как и многие другие города СНГ, буквально заполонили игровые автоматы. Поползли слухи о те... |
Избавление от аддикций
Как быстро бросить курить и статьи здоровым?Решила помочь мужу бросить курить, для этого поискала сайт бросить курить в инте... |
Мероприятия по профилактике наркоманииПрофилактика наркомании должна стать неотъемлемой частью просвещения. Для этог... |
Викодин - Лечение наркоманииВикодин - эффективный анальгезирующий и противокашлевый медикамент. Гидрокодон... |
Стоп, Игра!Речь, собственно, пойдет об игроках. Но не о замечательных людях, как мы с вам... |
Жизнь в обществе
Что толкает женщину в «объятия» «зеленого змия»?Если попытаться сформулировать ответ в одной фразе, то главной причиной однозн... |
Наркотики: живи плохо, умри молодымМиф о том, что, употребляя наркотики, можно жить долго и полноценно – очередная ... |