Типология патологических игроков

Лудомания - Зависимость

типология патологических игроков

Современные психологические модели рассматривают патологический гемблинг как: 1) аддиктивное расстройство; 2) нерешённый интрапсихический конфликт; 3) имеющий причиной биологическую (психофизиологичес­кую) дисрегуляцию; 4) выученное поведение; 5) результат искаженных (ирра­циональных) когнитивных процессов.

Основное предположение, лежащее в основе всех этих моделей, — то, что патологические игроки составляют гомогенную популяцию, и теоретически полученные методы лечения могут применяться ко всем патологическим игро­кам. Blaszczynsky выделил 3 группы гемблеров: «нормальные», эмоционально уязвимые и биологически импульсивные патологические гемблеры. Все три группы подвержены общим влияниям, связанным со средовыми факторами и когнитивными процессами. Однако предрасположенность к эмоциональным стрессам и аффективным расстройствам для одной из групп и биологическая импульсивность для другой группы являются дополнительными факторами риска этиологического значения.

Blaszczynsky пишет, что в ряде исследований были отмечены 3 типа ре­акций на лечение: контролируемый гемблинг, абстиненция и неконтролиру­емый гемблинг. Контролирующие гемблеры характеризовались отсутствием психопатологии, воздерживающиеся гемблеры продолжали демонстрировать умеренный уровень эмоциональных расстройств и повышенный нейротизм, в то время как неконтролирующие гемблеры проявляли высокий уровень пси­хопатологии. При этом не было выявлено статистически значимых различий между группами по личностным или демографическим факторам до лечения.

Существуют три элемента, свойственные всем игрокам. Первый касается средовых детерминант. Сфера распространения патологического гемблинга неразрывно связана с количеством доступных игровых заведений. Роль вто­рого элемента играет классическое и оперантное обусловливание. Выигрыши, представленные различными переменными, продуцируют состояния волне­ния, описываемые как эквивалент состояния, вызванного химическим препа­ратом. Повторные соединения классически обусловливают активацию стиму­ла, связанную с гемблинг-средой. Игровые стимулы выявляют побуждение играть, а затем появляется устойчивый паттерн гемблинга. Волнение может испытываться в предвкушении игры, в течение игры или в ответ на предъявле­ние гемблинг-ситуаций или гемблинг-стимулов. Этот процесс обусловливания может быть использован для объяснения гемблинга как аддикции, созданной влиянием позитивного и негативного обусловливания, толерантности. Ран­ние и повторные выигрыши имеют результатом иррациональные убеждения, что азартная игра — эффективный источник дохода. Эти схемы формируют иллюзии контроля, ошибочную перцепцию, суеверное мышление и неверное понимание вероятности. 11одкрепляющие свойства азартной игры и ирраци­ональные когнитивные схемы объединяются, усиливая паттерн гемблинга. Когда гемблеры проигрывают, они пытаются возместить потери дальнейшей игрой, которая завершается накоплением долгов. Несмотря на то, что действи­тельность подтверждает, что гемблинг ведет их к финансовым проблемам, они иррационально верят, что азартная игра решит их проблемы. Вышеназванные процессы свойственны всем игрокам. Blaszczynsky выделяет три подгруппы игроков, на каждую из которых влияют дополнительные факторы:

Подгруппа 1: «Нормальные» проблемные игроки. Члены этой подгруппы на пике их гемблинг-расстройства могут соответствовать формальным кри­териям патологического гемблинга. Эту подгруппу отличает отсутствие ка­кой-либо определенной преморбидной психопатологии, зависимости от ПАВ И признаков импульсивности. Чрезмерное игровое поведение происходит вследствие неправильных суждений или неполноценных стратегий принятия решений, которые появляются независимо от интрапсихических расстройств. Озабоченность азартной игрой, зависимость от ПАВ, депрессии и тревож­ность — всё это появляется как ответ на финансовое давление, вызванное непрерывными проигрышами. Эти симптомы — последствия, а не причины чрезмерной азартной игры. Тяжесть расстройства «нормальной» гемблинг-подгруппы — наименьшая из всех подгрупп патологических игроков. Такие игроки более мотивированы запрашивать лечения и после лечения способны контролировать уровень азартной игры.

Подгруппа 2: Эмоционально уязвимые игроки. Эта подгруппа характе­ризуется предрасположенностью к психологической уязвимости; участие в азартной игре мотивировано желанием модулировать эмоциональные состо­яния и/или удовлетворять определенные психологические потребности. Эта подгруппа имеет историю проблемного гемблинга в семье, негативный опыт развития, невротические черты личности и неблагоприятные события жизни. Личностная уязвимость связана с негативным детским опытом несоответс­твия, подчиненного положения, низкого чувства собственного достоинства и отторжения. Эта подгруппа игроков демонстрирует более высокие уровни пре­морбидной психопатологии. В частности, такие игроки проявляют депрессию, тревожность, зависимость от ПАВ и дефицит копинг-стратегий. Гемблеры этой подгруппы не умеют выражать эмоции непосредственно и эффективно, и они проявляют тенденцию к избеганию или пассивно-агрессивному поведению.

Подгруппа 3: Биологически импульсивные игроки. Третья подгруппа определена наличием неврологической или нейрохимической дисфункции, отражающей импульсивность и дефицит внимания. Свидетельства невроло­гического дефицита патологических гемблеров обнаружены в электрофизио­логических, нейропсихологических и биохимических исследованиях. Дефи­цит внимания, связанный с симптомами импульсивности у таких игроков, предшествует склонности к азартной игре. Импульсивные игроки демонс­трируют широкий круг поведенческих проблем, независимых от гемблинга. Эти проблемы включают зависимость от ПАВ, суицидальные наклонности, раздражительность, сниженную толерантность к скуке, поиск ощущений и криминальное поведение. Неполноценные межличностные отношения, чрез­мерное алкогольное и наркотическое экспериментирование, не связанная с гемблингом криминальная активность и семейная история антисоциального поведения и алкоголизма характеризуют эту группу. Азартная игра начинает­ся в раннем возрасте, быстро растет её интенсивность и тяжесть, начинаются эпизоды криминального поведения, связанного С гемблингом. Эти игроки ме­нее всего мотивированы на поиск лечения и плохо реагируют на любую форму вмешательства.

Основанием этого подхода является признание того, что патологические игроки — это гетерогенная популяция, конечный результат комплексного вза­имодействия генетических, биологических, психологических и средовых фак­торов. Важность типологии Blaszczynsky в том, что она объединяет противоре­чивые результаты различных исследований в единую концепцию.




Читайте:


Изучение аддиктивного поведения:

News image

Cтадии наркомании

Всем известно, что употребление наркотиков приводит к деградации личности человека, разрушает его тело, и в конечном и...

News image

РАЗНООБРАЗИЕ УКРАШАЕТ ЖИЗНЬ

Еще один важный фактор в переедании — разнообразие. Бранстром проводил эксперименты, показывающие, что разнообразие в ...

News image

Типология патологических игроков

Современные психологические модели рассматривают патологический гемблинг как: 1) аддиктивное расстройство; 2) нерешённ...

Опасные зависимости



ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ АЛКОГОЛИЗМА КАК БОЛЕЗНИ

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ АЛКОГОЛИЗМА КАК БОЛЕЗНИ

Первая научная формулировка алкоголизма была дана Троттером, написавшим в 1804 г. книгу о медицински...

Читайте:


Заменители сигарет: за и против

Заменители сигарет: за и против

Когда решение отказаться от курения уже принято, в ход идут любые способы избавления от вредной прив...

Читайте:


Компьютеромания ищет цель

Компьютеромания ищет цель

Недавно в Центр имени В.П. Сербского обратились родители 15-летнего подростка Александра К. (имя изм...

Читайте: